Монтессори дома
08.08.11 06:36

Лучшие учителя для ребёнка - это его родители. Для малыша, мама и папа - образец, которому он подражает в процессе познания жизни.  Значительную часть своей жизни ребёнок пребывает в семье, и никакое педагогическое воздействие не переборет её влияния. Многие родители видя результаты развития  своих детей в среде Монтессори, становятся её приверженцами и хотят дома продолжать воспитание по этому педагогическому методу. Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори - материалов  не каждым родителям под силу. Однако, если вам нравится методика, вы можете создать подготовленную среду для ребёнка в домашних условиях, при этом соблюдая основные принципы  педагогической системы М.Монтессори. В этом вам поможет простая организация быта.

Рабочее место ребенкаПотребуется лишь потратить какое-то количество времени и сил, но не сомневайтесь – все это в последствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть красивой, удобной, сделанная из натурального сырья, и обязательно соответствовать его росту.

Необходимы стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться, и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.
Поэтому проявите уважение к своему малышу – и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца, но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.

Рбенок выполняет домашнюю работуМария Монтессори отмечала, что взрослые не учат детей, а только ругают их. Вряд ли многие родители могут похвастаться тем, что не ругали ребёнка, к примеру  за пролитый чай, разбитую чашку. Однако сами до этого не потрудились объяснить, что ставить чашку надо подальше от края стола, разлитый чай вытереть губкой, и показать как это делается.

Будьте доброжелательны с ребёнком. Как можно меньше говорите ему « не делай», « нельзя», « не мешай», « не правильно». Эти слова в итоге не приведут ни к чему хорошему. Будет намного лучше подсказать малышу, помогая при этом добиться идеального результата. Ребёнок пролил сок  и вытирая стол не заметил пятна? Не упрекайте малыша. Достаточно сказать: "Ещё одно вот это пятно стереть и будет чисто", чтобы маленький ученик смог сам исправить свою ошибку и при этом не чувствовать себя униженным.

Взрослые только показывают и объясняют, но никогда не действуют за ребёнка. Малыш должен всему научиться сам! Помогайте детям делать выводы и совершать свои открытия, а не делайте всё за него!

Подручные монтессори-материалыНе бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела -  совместная покупка продуктов и уборка квартиры, садоводство, шитье. Покажите ребёнку как ухаживать за растениями и животными в вашем доме, это приучает его к аккуратности и ответственности.  Позвольте малышу, по мере его сил и возможностей, тоже нести долю своей ответственности . Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.
Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые не сложные, но очень важные правила.

Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку. Во время показа, или презентации, выражайтесь  правильным языком, используйте минимум слов и движений – дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.

  • Будьте терпеливы – ведь то, что кажется таким легким для вас, не обязательно так же  просто для 2-3-летнего ребенка. Нельзя забывать, что основная роль Монтессори - учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!». Потерпите, позвольте ребенку доделать упражнение.
  • Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.

Для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение     следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.

Итак, начнём с упражнений навыков практической жизни, которые мы часто используем в повседневной реальной жизни.

Пересыпание крупы
Что приготовить: кувшин, крупа, стакан, щетка и совочек, губка.
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. Затем повторить в обратном порядке. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно убрал.

Пересыпаем ложкой
Что приготовить: две чашки, крупа.
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.
Эти упражнения помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания.

Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании , можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молоко или сок из кувшина в стакан.

Учимся переливать жидкость
Что приготовить: разнос;  два маленьких кувшинчика , (лучше чтобы это все была обычная бьющаяся посуда, фарфоровая или фаянсовая, но их твёрдого стекла); маленькую губку (если на поднос прольется вода, малыш сможет ее вытереть).
На разносе стоят два маленьких кувшинчика. Ребенок берет один кувшинчик , и медленно переливает воду в  другой. Педагоги в Монтессори-садиках знают, что это - одно из самых любимых детских упражнений. Малыши так увлекаются, что готовы часами переливать из одного кувшинчика в другой.


Выловим из воды
Что приготовить: миску, мелкие предметы, маленькое сито с ручкой, тарелку.
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: морские камушки, ракушки и т.п. Предложите малышу с помощью сита выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори. Подробнее об этом можно узнать в нашем детском развивающем центре "Секрет Детства". А также прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему. Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!

 

 

С уважением и любовью к детям!

Монтессори - клуб "Секрет Детства"

 

(В написании данной статьи использовалась литература « Методика раннего развития Марии Монтессори» В.Г. Дмитриева Москва «Эксмо» 2009; а также мой  личный опыт педагога Монтессори  и опыт  мамы  двоих детей.)

 
Поделиться статьей:
Авторские права © 2018 Монтессори-клуб "Секрет детства", раннее развитие детей по методике Монтессори, подготовка к школе. Все права защищены.
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2006-2010 Joom.ru - Русский Дом Joomla!. Все права защищены.