Принципы Монтессори
08.08.11 06:27

Все вокруг ребенкаДуховный  принцип
Педагогика Монтессори идет "от ребенка", в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания - "уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка".

Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом. Монтессори выдвигала идею о том, что человек рождается с уже организованной структурой впитывающего ума, который формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жизни и под влиянием окружающей ребенка среды.

Свобода выбора у ребенкаПринцип условий свободы развития ребенка
Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью педагогики М. Монтессори. Отсюда девиз образования по Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".
"Я сам! " - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения.
М. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети "делают, что хотят". На самом деле в педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива ("Можно все, что не мешает и не угрожает своей жизни  и жизни остальных", "Свобода ребёнка заканчивается там где начинается свобода другого ребёнка") .

В ее системе свобода означает: свободу передвижения ребенка в подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми.
В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

ПКонцентрация вниманияринцип концентрации внимания
Свободная и самостоятельная деятельность развивает в ребёнке умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

Монтессори называла это "поляризацией внимания". Этот феномен она открыла в работе с детьми раннего возраста. Благодаря внутренней концентрации на предмете воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности,- становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка.

Принцип сенситивности
Сенситивность у ребенкаОдно из важнейших открытий в педагогике сделанное М.Монтессори – это открытие сенситивных периодов у детей. Это периоды особой чувствительности, в течении которых дети проявляют необычайный интерес к определённым предметам, упражнениям , действиям.
Таким образом, в  раннем детстве, ребенок  интуитивно получат  целостные представления об окружающем его пространстве. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент.
Основные сенситивные периоды, которые выделила М. Монтессори это период развития речи; период восприятия порядка; период сенсорного восприятия; период развития культуры и хороших манер; периоды развития моторики и.т.д.
Сенситивные периоды не длятся вечно, а являются временными по своей природе. Упущенный сенситивный период означает упущенную возможность самосовершенствования в определённом направлении, часто навсегда!
Очень важно чтобы мы педагоги и родители смогли распознать их и воспользоваться ими в максимальной степени. Для этой цели необходима специально- подготовленная окружающая среда.

Подготовленная обучающая среда для ребенкаПринцип специально подготовленной обучающей среды
При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются физические возможности ребенка. На  доступных для детей полках предлагается множество дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать ребёнка.
Подготовленный класс Монтессори делится на пять основных развивающих зон: навыки практической жизни; развитие сенсорных чувств; развитие речи, математика, космическое воспитание. Благодаря такой организованной и чёткой структуре подготовленной окружающей среды, ребёнок удовлетворяет  все основные сенситивные периоды развития.
”Для детей Монтессори-материалы - это "ключ к миру", благодаря которому они приводят в порядок свои хаотичные представления о нем. По словам Монтессори, "материал должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка…”. Главная цель дидактического материала Монтессори - помочь  ребенку самому себя построить."

Принцип социального воспитания
Дети разного возраста обучаются вместеМонтессори считала, что объединение детей в группах должно быть исключительно  разновозрастными (от 3 лет до 6-7 лет).
Смешанные возрастные группы естественны и продуктивны для совместной деятельности. Разновозрастный детский коллектив способствует развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают знания, приучаются оказывать помощь, заботиться о других. В подобных группах, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с дидактическими материалами старших детей становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. В психологическом плане важно то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом, что регулярно происходит в обычной школе, когда вроде бы одинаковые дети за усвоение одного и того же материала получают разные оценки. Отсутствует поэтому повод для формирования и развития комплекса неполноценности.
Оценивание ребенка осуществляется исключительно в личностном, а не нормативном плане (т.е. не по сравнению друг с другом и со школьной программой, а по сравнению с собственными предыдущими достижениями), что сообразуется с требованиями гуманной педагогики.

 

С уважением и любовью к детям!

Монтессори - клуб "Секрет Детства"

 


(В написании данной статьи использовалась литература: «Впитывающий разум ребёнка» Мария Монтессори Санкт-Петербург 2009; «Жизнь и творчество Марии Монтессори» Э.М. Стендинг Санкт-Петербург 2010.)

 
Поделиться статьей:
Авторские права © 2018 Монтессори-клуб "Секрет детства", раннее развитие детей по методике Монтессори, подготовка к школе. Все права защищены.
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2006-2010 Joom.ru - Русский Дом Joomla!. Все права защищены.